Специалисты полагают, что водительские права, выданные обычной автошколой, необходимо приравнивать к любительским. Кстати, не специалисты думают также. Поэтому вовсе неудивительно, что в большинстве случаев права просто-напросто «покупаются», после чего ищется человек, который и учит новоявленных «водителей» ездить. Так, кто-то обращается за помощью к частникам, а кто-то – к инструкторам, которые плодотворно работают в школах, называемых курсами «экстремального вождения».
Чем же занимаются этих курсах? Прежде всего, контраварийной подготовкой, освоение которой позволяет водителю грамотно управлять транспортным средством и предотвращать аварии. Хотелось бы отметить, что перечисленным навыкам не обучают в обычных автошколах, да и с опытом они не приходят.
Просто опыт обычного (или традиционного) вождения абсолютно не предусматривает натренированность реакции при экстраординарных обстоятельствах, вследствие чего зачастую и случаются ДТП. При этом, после пережитой аварии и стресса, у человека появляется лишь негативное воспоминание о произошедшем, но никак не опыт, который в следующий раз поможет избежать подобной ситуации. Мало того, после серьезных ДТП у многих водителей (и стаж вождения не имеет никакого значения) развивается панический страх, не позволяющий садиться за руль. По этой причине одной из задач курсов экстремального вождения является снятие фобии у водителей, попавших в аварию.
Следует отметить, что огромное количество автомобилей на дорогах, скоростные режимы и отсутствие у отечественных автолюбителей элементарной культуры вождения (не говоря же про умение управлять авто) приводят к тому, что езда становится небезопасной. Приведем простой пример: в Германии водитель, не прошедший три стадии контраварийной подготовки, не допускается к вождению. К сожалению, в нашей стране, где процветает коррупция, а обучение ведется по изжившим себя методикам, не может быть и речи о подобных уровнях подготовки, а, следовательно, и о безопасности на дороге.
Справедливости ради хотелось бы отметить, что попытки изменить ситуацию к лучшему были, но они натолкнулись на бюрократизм и глухую стену. И это при том, что проекты соответствующих законов, как, оказалось, разработаны давно, только вот чиновники все никак не доберутся до них.
Интересно другое: сегодня школы контраварийной подготовки называют кружками самодеятельности, поскольку не разработаны соответствующие законопроекты. Несмотря на это, ежегодно количество учащихся в таких школах возрастает минимум на 30%, тогда как в крупных городах этот показатель доходит до 80-100%.
В чем же суть контраварийной подготовки? Основная ее задача заключается в том, чтобы путем постоянных тренировок привить будущему (или настоящему) водителю автоматическую реакцию на ситуацию. Так, попав в аварийную обстановку, так называемая мышечная память водителя среагирует мгновенно, еще до того, как человек поймет, что именно произошло.
Обучение выработке молниеносной реакции, которая может спасти не одну жизнь, занимает порядка 20-30 школьных «часов», во время которых человеком осваиваются множество приемов, что позволит, не думая, выбрать наиболее правильный для конкретной дорожной ситуации.
Возникает вполне резонный вопрос: как за такое короткое время можно постичь контраварийную подготовку? Дело в том, что водители ездят в крайне напряженной эмоциональной обстановке, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что за пять дней обучения они теряют до 8 кг массы тела. Кроме того, все занятия проходят при частоте сердцебиения, составляющей 140-160 ударов за минуту (при меньшей сердечной нагрузке в занятиях нет смысла, поскольку мышцы просто не будут запоминать алгоритм действий). На территории автодрома моделируется около 150 видов торможения, которые освоит не интеллект, а мышцы.
Кстати, изначально курсы экстремального вождения были предназначены для обучения автогонщиков и милиционеров. Но и начинающих водителей здесь ждут с нетерпением, ведь в большинстве своем они обладают неправильными навыками вождения, тогда как их самоуверенность иногда граничит с глупостью.
Как заложить фундамент бизнеса, связанного с курсами вождения? В первую очередь, необходимо найти заасфальтированный полигон, площадь которого сопоставима с площадью футбольного поля. Часто полигоном является заброшенный аэродром. Помимо полигона, надо иметь в кармане минимум 5000 у. е. И, конечно, не обойтись без автомобиля. Следует учесть, что на обучение одного клиента (то есть на 20-30 активных занятий) уйдет один комплект резины. Не забываем и про различные амортизационные затраты, покупку бензина, ежедневное ТО, замену масла и услуги автослесаря, что в месяц составит порядка 500 у. е.
А вот на чем можно сэкономить, так это на аренде офиса, поскольку номера телефонов лучших инструкторов будут передаваться от одного благодарного клиента к другому. Главное, отлично себя зарекомендовать.
В основном потенциальными клиентами курсов экстремального вождения являются следующие категории людей:
- Водители с различными автомобильными фобиями (включая поставарийные травмы).
- Владельцы спортивных машин, не представляющие, каким образом вести себя, когда спидометр показывает 200 км/ч.
- Менеджеры, часто разъезжающие по командировкам. Данная категория клиентов, как правило, передвигается по загородному бездорожью, которое выматывает, не оставляя сил на выполнение своих непосредственных рабочих обязанностей.
Можно обратиться к компаниям, реализующим автомобили, предложив им сотрудничество. Так, автосалон приобретает у курсов сертификат на предоставление такой услуги как контраварийная подготовка, после чего вместе с авто вручает клиенту. Такое сотрудничество предусматривает участие трех сторон: торговой организации, банка и страховой компании, которые понесут впоследствии затраты по выплатам. К примеру, если цену контраварийной подготовки распределить на троих участников соглашения, разбросав 500 у. е. на срок кредита, то получится довольно незначительная сумма, которая незаметна по сравнению с основным платежом по кредиту. В результате человек приобретает авто и сразу же обучается экстремальному вождению, которое избавит его от многих неприятностей на дороге.