При обучении подъезду и остановке у тротуара, движению вдоль него, въезду на эстакаду, проезду ворот, движению по очень узкой дороге можно с успехом использовать дополнительные ориентиры, обозначающие положение передних колес автомобиля, и габаритные антенны, указывающие минимальное пространство по горизонтали и вертикали до безопасного проезда в ограниченном пространстве.
Для повышения эффективности формирования сенсомоторных (зрительно-двигательных) навыков вождения автомобиля целесообразно:
1) включение в программу обучения как самостоятельных учебных элементов ориентиров и действий с ними для формирования специальных глазомерных оценок среды движения, пространственно-геометрической схемы автомобиля, положения автомобиля в среде движения; для выполнения подготовительных рабочих движений с органами управления автомобиля; для объединения указанных зрительных и двигательных компонентов навыков в целостный водительский навык;
2) строгая последовательность овладения указанными учебными элементами;
3) использование специальных технических и других средств: учебного автомобиля с двойным управлением; искусственной информации (искусственных ориентиров) – разметки дороги, габаритных антенн, флажков, других указателей; учебных карт-программ;
4) применение средств схематизации ориентиров и упрощение действий с ними на промежуточных этапах формирования зрительно-двигательных водительских навыков;
5) осуществление специального комплекса приемов обучения, включающего объяснение и показ упражнений инструктором по обучению вождению, сопоставление их с учебными картами-программами и самостоятельным выполнением упражнений учащимся;
6) использование систематического контроля за качеством выполнения упражнений: инструктором, путем взаимного контроля учащихся, самоконтроля (как с применением технических средств, так и без них).
Рассмотренный выше пример программированного метода обучения вождению основан на выявленных в процессе специально проведенного исследования психологических характеристиках действий по управлению автомобилем, а также учебных действий и является результатом реализации соответствующих дидактических принципов.