Внимательность

ВнимательностьОбучение в широком смысле слова — это процесс передачи знаний учителем учащимся.

Целью обучения является приобретение учащимися знаний, умения и навыков.

Знания — способность воспроизвести в памяти приобретенную при обучении информацию.

Умение — способность осознанно применять полученные знания на практике, выполнять какую-то работу (операцию, прием).

Навык — это умение, доведенное тренировкой до автоматизма.

Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения — приобретением навыков. Это относится, например, к изучению Правил дорожного движения. Однако Правила дорожного движения имеют определенную связь со вторым этапом обучения — умением, так как знание Правил ведет обучаемого к умению применять их в практике управления автомобилем.

Все три понятия: знания, умение и навык связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Наиболее тесно связаны между собой понятия — знания и умение. Знания и умение приобретаются рассказом (объяснением) и показом, навыки — только тренировками (упражнениями).

Общая схема обучения управлению автомобилем складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений).

В основе деятельности человека лежит работа мозга. Внешние и внутренние воздействия вызывают в коре больших полушарий головного мозга процессы возбуждения (активная деятельность) и торможения (пассивное состояние), а также образование нервных связей. Деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию на то или иное воздействие. Информация поступает в мозг от мышц, выполняющих действие, а также с помощью зрительных, слуховых и других ощущений. Быстрое изменение обстановки во время движений автомобиля вызывает необходимость ускоренной переработки информации, что, в свою очередь, определяет эффективность реакции. Для того, чтобы успешно обучать управлению автомобилем. необходимо отчетливо представлять процесс формирования навыков, в основе которых лежат рефлексы (безусловные и условные). Если безусловные рефлексы являются врожденными, то в непосредственной связи с ними находятся рефлексы условные, развивающиеся в жизнедеятельности, обучении, труде. Единство безусловных и условных рефлексов можно показать на следующем примере. Реакция водителя на возникшую опасность — рефлекс безусловный (защитный), а качественное его выражение (быстрота, точность оценки, оптимальное решение) — Рефлекс условный, поддающийся тренировке наравне с другими

психологическими функциями.

Благодаря навыку действия становятся целенаправленнымипривычными, точными, экономичными. Навык требует меньших затрат нервной и мускульной энергии повышает работоспособность снижает утомляемость, обеспечивает способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям движения, предотвращать опасность. Навыки дают большое моральное удовлетворение в труде, делают его радостным, творческим, высокопроизводительным, безопасным. Они развиваются и совершенствуются вначале во время обучения, а затем на производстве, в процессе трудовой деятельности. При перерыве (даже многолетнем) навыки полностью не утрачиваются. Достаточно небольшой практики в управлении автомобилем* чтобы они восстановились. Успешное образование навыка неразрывно связано не только с учебными, но и воспитательными воздействиями, морально-эмоциональными стимулами, психо-физиологическими факторами. Навыки — качественный показатель подготовки водителя. Привитие навыков безопасного и экономичного управления автомобилем — конечная цель и учебно-воспитательная задача.

Процесс формирования навыков состоит из трех взаимозависимых и взаимосвязанных периодов:

начальною — наиболее трудного, замедленного, — промежуточного — прогрессивного, отличающегося более быстрым развитием;

заключительного — завершающего развитие навыка на данной стадии подготовки.

Процесс формирования навыков неравномерен: вначале развитие навыков замедляется, затем убыстряется и в заключительном периоде сдерживается. Структура развития навыков будет понятна при рассмотрении ее в динамике по периодам.

Об овладении навыком судят по показателям работы. Постоянное, а не случайное достижение качественных результатов характеризует устойчивость навыка, подготовленность к труду по данной профессии. В дальнейшем, в процессе самостоятельной работы, навык непрерывно совершенствуется. В навыке может объединяться комплекс различных действий. В начале обучения учащийся настраивается на выполнение ряда последовательных действий.После многократных тренировок происходит автоматизация действий и объединение их в одно крупное. Навыки проявляются не только в движениях, но и при восприятии и распределении внимания. Навыки закрепляются в психике в виде обобщенных схем и связей, позволяющих по ситуации реализовать один и тот же навык по разному. Благодаря такой гибкости реализации навыков возможен их перенос. Так водитель грузового автомобиля может управлять легковым автомобилем.

С опытом вырабатывается индивидуальная манера управления автомобилем. развивается умение выбирать способы действия с учетом изменяющихся условий движения, уверенно ориентироваться в сложной обстановке, т. е. все то, что называют мастерством управления автомобилем, к чему курсант подготавливается содержанием и направлением учебно-воспитательного процесса.

В системе «водитель-автомобиль-среда» главным элементов с точки зрения безопасности дорожного движения являете водитель. Он воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на транспортное средство через органы управления. От мастерства и личных качеств водителя зависит безопасность дорожного движения. Личные качества водителя, от которых зависит БДЦ, условно можно подразделить следующим образом:

— интересы и цели, которые он перед собой ставит, то есть его определенная социальная направленность:

— знания и умения;

— психофизиологические особенности.

Наиболее подходящим для водителя считаетсясильный, уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности. способный на быструю смену процессов возбуждения и торможения для водителей, не имеющих ДТП, характерны дисциплинированность, уравновешенность, рассудительность, решительность упорство, находчивость.

Управляя автомобилем, водитель вынужден воспринимать и быстро реагировать на большое количество зрительных, звуковых и других внешних воздействий. На него действует разнообразные факторы: высокая скорость движения, прямолинейные и радиальные ускорения, неблагоприятные условия работы при плохой видимости, ослепление светом фар встречных автомобилей, утомление, шум, вибрации, неудовлетворительный микроклимат кабины или неудобное сиденье.

Беспрерывное изменение во время движения дорожной обстановки заставляет водителя находиться все время в состоянии настороженности и готовности к немедленным действиям. Все это требует физической полноценности и способности к очень быстрым действиям для предотвращения ДТП. Поэтому к Управлению допускаются лица, удовлетворяющие психо-физиологи требованиям, предъявляемым к профессии водителя.

Водитель в процессе работы взаимодействует с автомобилем, дорогой, пешеходами, а также находящимися на дороге транспортными средствами, неподвижными предметами и, кроме того, должен учитывать возможные ошибки или нарушения Правил дорожного движения другими участниками движения. Получая информацию, он перерабатывает ее, принимает решение и реализует его.

Расчет движения автомобиля — сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера и осмотрительности.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и обработку информации, является внимание. Невнимательность квалифицируется еще и как проявление недисциплинированности. От внимания зависит успех любой деятельности человека. Внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо конкретном объекте или явлении с одновременным отвлечением от всего остального, ыделение главного из определенного количества информации. Внимание характеризуется несколькими факторами. К важнейшим из них относятся объем, распределение, переключение, концентрация и устойчивость внимания. Задача водителя не в том, чтобы все видеть, а в том, чтобы видеть все, что необходимо в данный момент. Водитель может держать в центре внимания несколько объектов или одновременно выполнять два или более действия, добиваясь успешного результата, — это способность распределения внимания. Водитель одновременно должен воспринимать быстро ДТС. выполнять необходимые действия по управлению транспортным средством, прогнозировать развитие дорожной обстановки на ближайшее время. Скорость и точность действий водителя в условиях современного интенсивного движения зависят от способности переключать внимание, то есть быстро менять объекты, на которые направлено внимание, или от скорости перехода от одних видов деятельности к другим. Переключаемость внимания у различных людей различная, и зависит от подвижности их нервных процессов. Медленная переключаемость внимания свидетельствует об инертности протекания психических процессов.

Реакция

Важным показателем состояния водителя является его время

реакции на внешние сигналы. Время простой реакции водителя отражает его психомоторные способности, в некотором роде

скоростные и координационные характеристики и не может претендовать на полноту описания мастерства водителя автомобиля

по выходу из КДТС. Моторный период определяется скоростью перемещения органа тела человека и характеристиками объекта, на

который он воздействует. Сложная реакция водителя более часто встречается на практике, так как водитель должен производить выбор

своих действий по управлению автомобилем в зависимости от дорожной ситуации. Сюда входит выбор номера передачи, скорости

движения, угла поворота рулевым колесом, торможения. Сложная сенсомоторная реакция водителя состоит из двух периодов —

латентного и моторного, в процессе которого реализуется решение, принятое в результате переработки информации, осуществленной в

латентный период. Моторный период характеризуется реализацией принятого решения.

Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (г. Москва) с 1 января 1985 г. ввел в экспертную практику пять значений времени реакции водителя от 0,6 с до 1,4 секунды в зависимости от ДТП. Чем больше вероятность ДТП, тем меньше значение времени реакции, и наоборот, чем меньше вероятность ДТП, тем больше значение времени реакции. Реакция водителя представляет собой время, необходимое для передачи мозгу впечатления, полученного органами чувств водителя, с момента обнаружения им внешнего сигнала до начала воздействия на органы управления автомобилем. Процесс реакции водителя на внешнюю обстановку сложен, и время реакции зависит от индивидуальных особенностей, психофизиологического состояния водителя и др. Время реакции водителя должно быть по возможности малым. Минимальное время реакции водителя на зрительный сигнал, например, нажатие на кнопку не может быть менее 0,1c Однако имеются люди, у которых, в силу индивидуальных особенностей их организма, время реакции замедленно. Время реакции водителя при появлении препятствия на дороге состоит из следующих слагаемых:

— передача ощущения от органа чувств (глаза, уха) в мозг. Этот процесс у здорового человека занимает 0,15-0,30 секунды;

-преобразование ощущения во впечатление, сопровождаю щееся чаще всего растерянностью, удивлением, испугом. Эта часть времени реагирования составляет 0,15-0,20 секунды;

— осмысление опасности и принятие решения — 0,2-1,5 секунды;

— передача мозгом «команды» двигаться рукам и ногам. Эта часть времени реагирования длится 0,1-0,2 секунды.

От времени реакции водителя во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении.

Одной из самых опасных и непростительных причин ДТП является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое, как правило, заканчивается тяжелыми происшествиями. Алкоголь действует на нервную систему, резко нарушая нормальную деятельность. Соответственно этапам физиологического действия алкоголя в настоящее время разли-чают три степени алкогольного опьянения. легкую, среднюю, тяжелую. Под воздействием алкоголя человек теряет самоконтроль, снижается способность управлять автомобилем. Легкая степень опьянения соответствует обычно содержанию 0,5-1,5°/00 (промилле — тысячная доля) алкоголя в крови, средняя — 1,5-2,5 °/00 и тяжелая — 2,5-3,57 °. При содержании в крови 1 (промилле, около 150 г) водки вероятность дорожно-транспортного происшествия увеличивается в 5-10 раз, а при 1,5 эта вероятность возрастает более чем в 50 раз. Концентрация алкоголя в крови зависит от ряда факторов, влияющих на состояние человека, а именно: от количества выпитого, его характеристик, от того, принят ли алкоголь натощак или после еды, от времени его принятия и т. д. Даже небольшие дозы алкоголя вызывают отрицательное действие на психические функции: ухудшается внимание, теряется точность расчета, появляется беспечность и замедляется быстрота реакции Наиболее опасным для водителя является замедление времени реакции, которое находится в прямой зависимости от содержания алкоголя в крови. Появляется расстройство координации и согласованности движения. Действие алкоголя, даже его небольших доз, весьма продолжительно.

Если время реакции трезвого водителя в среднем не превышает 0,8-1,0 секунды, то у выпившего спиртное оно бывает в 3-4 раза больше.Реакция развивается на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности, расчета движения. Курсантам полезно усвоить практическое значение понятий «время реакции», «точность реакции», «путь за время реакции». Рассматривая реакцию как ответное действие на усложнение обстановки движения или внезапно возникшую опасность, мастер добивается не только быстроты, но и точности. С этой целью реакцию учащегося тренируют в системе оценка — решение — действие. Он должен быть подготовлен к тому, чтобы изменить первоначальное решение, если оно окажется ошибочным или того потребует складывающаяся ситуация. Необходимо твердо решение — действие. Он должен быть подготовлен к тому, чтобы изменить первоначальное решение, если оно окажется ошибочным или того потребует складывающаяся ситуация. Необходимо твердо усвоить, что в случае возникновения опасности он обязан принять меры к остановке. А если это невозможно по условиям движения например на скользкой дороге, то осуществить другие предупредительные меры.

Способность к быстрой реакции и выбору оптимального решения прививается путем обучения активным действиям;

— педалью ножного тормоза (для экстренной остановки автомобиля при возникновении опасности);

— рулевым колесом (уводящий поворот вправо, в крайнем случае влево при угрозе наезда, столкновения);

— ручным тормозом (также в случае отказа ножного тормоза);

— рычагом коробки передач, педалями дросселей и сцепления (при быстром переходе па низшую передачу для остановки автомобиля, так же как в случае отказа ножного тормоза);

— переключателем света (для предупреждения ослеплени водителя встречного транспортного средства, а также включен ближнего или дальнего света ввиду неясности обстановки в условиях ограниченной видимости);

— включателями обмыва ветрового стекла и стеклоочистителя (при загрязнении стекла) и т. п.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлении действительности в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отражаемого. Восприятие зависит от чувствительности органов ощущения, внимания, способностей и умственного развития, опыта и знаний, умения последовательно воспринимать и оценивать окружающую действительность.

Восприятие пространства, осуществляемое зрительными, вестибулярными, двигательными и кожными ощущениями, также одно из основных качеств водителя движущегося транспортного средства.Восприятие пространства дает возможность оценивать положение собственного тела и окружающих предметов в пространстве, определять расстояние до этих предметов.

Представление-это образы предметов, явлений, процессов. Зрительные представления сопутствуют многим глазомерным оценкам, особенно в сложных условиях, например при движении задним ходом, разворотах, проезде ворот и т. п. Водитель может мысленно представить себе продолжение дороги за крутым поворотом, с ограниченной видимостью и т. д. Зрительные представления помогают лучше определить форму предметов на дороге, особенно при их контурной различимости. Роль зрительных представлений повышается в условиях ограниченной видимости и обзорности, с наступлением темноты, во время снегопада, сильного дождя, пыльной бури и т. п. а также на незнакомой местности, на горных дорогах, при переправах вброд и т. д. Определению предметов по их шумовым характеристикам помогают слуховые представления. Не менее важны двигательные представления.

Наблюдательность

Наблюдательность — качество, позволяющее учащемуся быстро оценивать обстановку с точки зрения условий и безопасности движения. Наблюдательность развивается на основе внимательности. Быть наблюдательным — значит оценивать складывающуюся обстановку не только впереди, по сторонам, но и позади автомобиля. Глазомер — качество, определяющее способность визуально, на глаз, оценивать неподвижные и подвижные объекты, линейные величины, габаритные размеры, скоростные параметры, расстояние до пешехода, безопасные дистанции и интервалы и другие признаки, характеризующие обстановку движения, ее изменение или усложнение.

Важно согласовывать скорость управляемого автомобиля в совместном движении с другими транспортными средствами.

Для этого необходимо, прежде всего пользоваться показаниями спидометра. Не следует пренебрегать и такими зрительно-звуковыми характеристиками, как скорость кажущегося перемещения поверхности дороги, мелькание придорожных предметов, появление и исчезновение в поле зрения транспортных средств, пешеходов, уровень шума двигателя, шин, воздуха и т. п. Для наиболее полного представления о скоростных параметрах мастер демонстрирует учащимся скорость на каждой из передач, максимальную (в безопасных условиях) и экономичную, особо отмечая возможность «привыкания» к высокой скорости и ослабления в связи с этим чувства опасности, защитных реакций. Для развития динамического глазомера учащиеся, кроме скоростных параметров, оценивают расстояния в движении. Наиболее сложный элемент развития динамического глазомера — определение скорости приближающегося сзади или встречного автомобиля, что связано с такими оценочными параметрами, как Расстояние и время.

осмотрительность — качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера. Прежде чем выполнить. Деиствие, связанное с движением автомобиля, надо убедиться в том, что это действие не создаст помех для других участников движения. Чем сложнее обстановка, хуже видимость, тем более необходима осмотрительность, что прежде всего относится к движении, задним ходом, обгону, встречному разъезду развороту проезду ворот, перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и пр. Осмотрительность — обязательная мера предосторожности, которая должна стать для учащегося потребностью.

При современных скоростях движения транспортных средств решающее значение имеет предусмотрительность. Быть предусмотрительным — значит предвидеть возможные изменения обстановки и своевременно принимать меры, исключающие опасные последствия. Если, приближаясь к перекрестку, боковому проезду или выезжая из ворот, учащийся снижает скорость, — он поступает предусмотрительно. Заметив то или иное изменение обстановки движения, учащийся в качестве предупредительной меры отпускает педаль дросселя, вызывая замедление автомобиля, что означает «Вижу пешехода на дороге», «Вижу знак», «Вижу сигнал светофора «Вижу автобус (троллейбус) на остановке», «Слышу специальный сигнал» и т. п.

Осторожность характеризуется умением соизмерять свои намерении, действия и скорость автомобиля с требованиями безопасности, условиями движения. Воспитание осторожности при обслуживании и вождении автомобиля — необходимая основа для принятие морально-психологических качеств и раньше всего дисциплинированности. Точный расчет позволяет курсанту выбирать безопасную скорость, в зависимости от условие движение определять возможность продвижения автомобиля в различной обстановке. Чтобы не допустить опасных последствий расчет учащегося корректируется мастером с разбором допущенных ошибок Известны случаи, когда водитель разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге, вместо того, чтобы уклониться вправо, непроизвольно поворачивая рулевой колесо влево, т. е. в сторону встречного автомобиля.

Исследование: Женщины более внимательны за рулем

На Западе уже давно обсуждается эта тема. Так, доктор Макрури из Лондонского университета провел ряд экспериментов и вывел некоторые, надо сказать весьма сомнительные, закономерности. Оказывается, в отличие от мужчин, которые держатся за руль чаще одной рукой, женщины обычно рулят двумя: 46% водителей-мужчин чаще держат правую руку на рычаге переключения передач, тогда как среди женщин таких — лишь 31%. Однако с такими результатами можно поспорить.

Это объясняется тем, что, концентрируя внимание на встречном автомобиле, водитель

подвергается «скоростному гипнозу», вызывающему притупление чувства опасности, нарушение расчета движения.

Ощущение — это отражение свойств объективной действительности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вибрационные, двигательные, равновесия, мышечно-суставные (приложения усилий) и др. Совокупность этих ощущений воссоздает более сложные познавательные процессы: восприятия, представления. Ощущения субъективны по своей форме и степени достоверности, потому что точность отражения их связана с индивидуальными особенностями человека. Они зависят от опыта, профессиональных знаний, интересов, способностей и других черт, а также от психического состояния человека.

В обеспечении безопасного управления автомобилем главная роль отводится зрительным ощущением. Они позволяют определять и оценивать освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, Удаленность. Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в МТС. Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее в центре и слабее по краям. Отсюда названия — зрение центральное и периферическое, или боковое. Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности сзади, слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако курсант должен понимать, что прекращение зрительного контакта с дорогой перед автомобилем более чем на 1 с может стать опасным. В определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии — обмана зрения. Искажение перспективы в тумане, на горных дорогах и т. п. также приводит к неправильным зрительным ощущениям.

Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен все видеть на дороге, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов па переднем щитке и зеркалу заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т. п.) скорость снижается. Особо важную роль в работе водителя играет хорошее зрение. Все другие анализаторы для восприятия каждого вида ощущений уступают ему в количестве воспринимаемой информации. Благодаря зрению человек получает около 90% информации об окружающем мире. Зрение для водителя — важнейшее из ощущений, с помощью которого человек получает представление о величине, форме и цвете предметов, их возможном расположении и расстоянии до них и таким образом ориентируется в окружающей обстановке. При управлении автомобилем водитель оценивает его положение на дороге: расстояние от тротуара или обочины; расположение продольной оси автомобиля вдоль дороги; ширину дороги или въездных ворот; расстояние от препятствий или места остановки; расстояние между препятствиями. Точность этих восприятий;обеспечивает мастерство управления автомобилем. Водит

необходимо иметь объемное поле зрения. От него зависит количество объектов, которые водитель может воспринимать

одновременно. Чем больше горизонтальные и вертикальные углы поля зрения, тем большую информацию воспринимает водитель.

Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, при увеличении

силы света — сужаются. Этот процесс носит название адаптации, то есть приспособляемости глаз к условиям освещенности. Водители,

у которых отсутствует адаптация глаз, не могут ориентироваться в сумерках. Такое заболевание называется «куриной слепотой», или

гемералопией. Она бывает врожденной и приобретенной при таких заболеваниях глаз, как близорукость, глаукома, атрофия сосков

зрительного нерва. Процесс адаптации происходит не мгновенно требует некоторого времени. Этим объясняется, например, то, что при переходе от яркого света к темноте и наоборот наступает I временная потеря зрения и лишь постепенно человек начинает различать окружающие предметы, в первую очередь имеющие светлую окраску. Каждый водитель должен помнить, что эта особенность зрения представляет большую угрозу безопасности движения.

На втором месте после зрения по важности для водителя находятся слуховые ощущения. С помощью острого слуха водитель

ясно слышит передаваемые ему или принимаемые им звуковые сигналы, выделяет тембр из общего фона. Слуховые ощущения имеют

немаловажное значение в безопасном управлении автомобилем.

Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной

работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для исполнения (сирена специального

автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).

К другим ощущениям относят:

обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, электролита, горящих материалов, перегретого масла и т. п.);

— кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли);

— двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т. д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным;

— ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.).

This entry was posted in Навыки управления автомобилем and tagged , . Bookmark the <a href="http://autoporter.ru/vnimatelnost/" title="Permalink to Внимательность" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.